Каждая гонка начинается с 8-ми практических заездов для настройки частей машины. Настройки индивидуальны, зависят от множества параметров, и надо искать их оптимальную величину перед каждой гонкой. Точные настройки позволяют пилоту максимально использовать свои способности и возможности машины в предстоящей гонке. Всего настраиваемых частей шесть – переднее крыло, заднее крыло, двигатель, тормоза, коробка передач и подвеска. Величина настройки каждой части может быть задана от 0 до 999, но следует знать, что при значении 0 для гонки будет браться настройка из второй квалификации. У каждого пилота есть свой диапазон довольности (ДД), который высчитывается по формуле: ДД = 135 - (0,1 * опыт пилота) - (0,3 * ТИ пилота).
Границы ДД пилота нужно искать, чтобы через них узнать середину ДД. На середине ДД пилот показывает самое лучшее чистое время (без учета ошибок). На одних треках чистое время проезда на настройках по границе ДД несильно отличается от проезда на настройках по середине ДД, на других треках сильно. В любом случае в гонке важна каждая сотая доля секунды прибавки к скорости. И если эта прибавка мало заметна в рукисах, то в элите приобретает решающее значение. Поэтому ДД желательно научиться определять с максимальной точностью. Величина штрафа по времени за ошибки пилота во многом случайна и колеблется в больших пределах, которые, вероятно, зависят от соотношения задаваемых рисков с опытом и талантом пилота. Учитывая, что при проезде кругов практики нельзя задать риск, мы никак не можем повлиять на этом этапе подготовки к гонке на величину штрафа за ошибки пилота. Поэтому обычно при проезде практики анализируется только чистое время. В квалификационных же заездах и гонке мы уже можем как-то влиять на ошибки пилота через задаваемые риски.
Если величина настройки детали машины попадает в ДД, то пилот выражает свое удовлетворение этой настройкой. Как правило, ДД пилота в рукисах составляет примерно 120 плюс/минус 15, что вполне хватает для настройки частей машины с точностью до 1-2. Наша задача в практических заездах определить такую величину настройки каждой части машины, чтобы она совпадала с серединой диапазона терпимости пилота, а значит была оптимальной для предстоящей гонки.
Делается это так. На форуме в разделе ГОНКИ находим настройки других пилотов в квалификационных заездах, проводившихся в предыдущих гонках на этом треке. Если настройки переднего и заднего крыльев указаны разные, то для обоих крыльев берем среднее значение между ними. Например, если настройка переднего крыла 250, а заднего 350, то берем за основу 300. Округляем найденные настройки и указываем их в первом практическом заезде. Затем оставляем шины EXTRA SOFT и делаем заезд (не забываем смотреть на погоду в практических заездах и квалификации 1 - если идет дождь, то ставим шины RAIN). Если пилот недоволен в комментарии, то изменяем настройку в нужную сторону на величину, зависящую от ДД и соответствующую степени недовольства пилота. Ниже указаны все комментарии пилота для каждой настраиваемой части, и соответствующая им степень недовольства настройкой. Некоторые комментарии разных степеней недовольства в английском варианте похожи. Поэтому будьте внимательны при настройке болида, чтобы не перепутать их.
Wings
+3 I am really missing a lot of speed in straights (Я теряю очень много времени на прямых)
+2 The car is lacking some speed in the straights (Болиду немного не хватает скорости на прямых)
+1 The car could have a bit more speed in the straights (Болид мог бы быть немного быстрее на прямых)
-1 I am missing a bit of grip in the curves (Мне немного не хватает прижимной силы в поворотах)
-2 The car is very unstable in many corners (Болид очень неустойчив во многих поворотах)
-3 I cannot drive the car, there's no grip on it (Я не могу управлять болидом, совсем нет прижимной силы)
Engine
+3 No, no, no!!! Favour a lot more the low revs! (Нет, нет, нет!!! Обороты двигателя должны быть намного ниже!)
+2 The engine revs are too high (Слишком высокие обороты двигателя)
+1 Try to favour a bit more the low revs (Попробуйте установить немного меньшие обороты двигателя)
-1 I feel that I do not have enough engine power in the straights (Я думаю мне не хватает мощности двигателя на прямых)
-2 The engine power on the straights is not sufficient (Мощности двигателя на прямых недостаточно)
-3 You should try to favour a lot more the high revs (Следует попытаться установить обороты двигателя намного выше)
Brakes
+3 Please, move the balance a lot more to the back (Пожалуйста, сдвиньте баланс намного назад)
+2 I think the brakes effectiveness could be higher if we move the balance to the back (Я думаю эффективность тормозов будет выше, если сдвинуть баланс назад)
+1 Put the balance a bit more to the back (Сдвиньте баланс немного назад)
-1 I would like to have the balance a bit more to the front (Я бы хотел, чтобы баланс был немного больше сдвинут вперед)
-2 I think the brakes effectiveness could be higher if we move the balance to the front (Я думаю эффективность тормозов будет выше, если сдвинуть баланс вперед)
-3 I would feel a lot more comfortable to move the balance to the front (Мне было бы намного удобнее, если бы баланс был сдвинут больше вперед)
Gear
+3 Please, put a lot lower ratio between gears (Следует намного уменьшить коэффициент между передачами)
+2 The gear ratio is too high (Коэффициент передачи слишком высок)
+1 I cannot take advantage of the power of the engine. Put the gear ratio a bit lower (Я не могу использовать всю мощность двигателя. Немного снизьте коэффициент передачи)
-1 I am very often in the red. Put the gear ratio a bit higher (Тахометр часто в красной зоне. Немного увеличьте коэффициент передачи)
-2 The gear ratio is too low (Коэффициент передачи слишком низок)
-3 It feels like the engine is going to explode. Put a lot higher ratio between gears (Двигатель почти взрывается. Следует намного увеличить коэффициент между передачами)
Suspension
+3 The car is far too rigid. Lower a lot the rigidity (Болид слишком жесткий. Намного снизьте жесткость)
+2 The suspension rigidity is too high (Жесткость подвески слишком высока)
+1 The car is too rigid. Lower a bit the rigidity (Болид слишком жесткий. Немного снизьте жесткость)
-1 I think with a bit more rigid suspension I will be able to go faster (Я думаю, с немного более жесткой подвеской я мог бы проехать быстрее)
-2 The suspension rigidity is too low (Жесткость подвески слишком низкая)
-3 The suspension rigidity should be a lot higher (Жесткость подвески должна быть намного выше)
Если комментарий соответствует степени недовольства -1, то увеличиваем настройку на величину, равную половине ДД пилота. Если комментарий соответствует степени недовольства -2, то увеличиваем настройку на величину, равную ДД пилота. Соответственно, при положительной степени недовольства уменьшаем настройку на нужную величину. Если пилот никак не комментирует (доволен настройками), то изменяем настройку в любую сторону на величину, равную половине ДД пилота.
Например.
Пилот имеет опыт 30 и ТИ 33. По формуле находим ДД = 135 - (0,1 * 30) - (0,3 * 33) = 122,1
В первом практическом заезде указываем настройки:
Front wing: 400
Rear wing: 400
Engine: 800
Brakes: 600
Gear: 600
Suspension: 400
Комментарии пилота после заезда:
Wings: The car is very unstable in many corners
Engine: The engine revs are too high
Brakes: I would like to have the balance a bit more to the front
Gear: I cannot take advantage of the power of the engine. Put the gear ratio a bit lower
Определяем степень недовольства пилота для каждой части машины:
Wings: -2 (увеличиваем настройку на 120 - для удобства округляем 122,1 до 120)
Engine: +2 (уменьшаем настройку на 120)
Brakes: -1 (увеличиваем настройку на 60)
Gear: +1 (уменьшаем настройку на 60)
Suspension: Комментария нет, значит настройка находится в ДД пилота (увеличиваем настройку на 60).
Уточненные настройки для второго практического заезда:
Front wing: 520
Rear wing: 520
Engine: 680
Brakes: 660
Gear: 540
Suspension: 460
Задаем машине уточненные настройки, оставляем прежние шины и проводим второй заезд. Если пилот в первом заезде ругался и продолжает ругаться во втором или, наоборот, не ругался в первом заезде и не ругается во втором, то изменяем настройку в ту же сторону, что и после первого заезда, но уже на величину, в 2 раза меньшую, чем тогда. Например, если после первого заезда увеличили на 60, то после второго увеличиваем на 30. Если же пилот ругался в первом заезде, но не ругается во втором или не ругался в первом, а во втором ругается, то изменяем настройку в противоположную сторону на величину, в 2 раза меньшую предыдущему изменению. Например, если после первого заезда увеличили на 60, то после второго уменьшаем на 30.
Например.
Во втором практическом заезде мы указываем уточненные после первого заезда настройки:
Front wing: 520
Rear wing: 520
Engine: 680
Brakes: 660
Gear: 540
Suspension: 460
Комментарии пилота после второго заезда:
Wings: I am missing a bit of grip in the curves
Brakes: I would like to have the balance a bit more to the front
Suspension: The car is too rigid. Lower a bit the rigidity
Определяем степень недовольства пилота для каждой части машины:
Wings: -1 (увеличиваем настройку еще на 60)
Engine: Комментария уже нет (меняем настройку в обратную сторону, то есть увеличиваем на 60)
Brakes: -1 (увеличиваем настройку еще на 30)
Gear: Комментария уже нет (меняем настройку в обратную сторону, то есть увеличиваем на 30)
Suspension: +1 (мы выскочили из Дтерп вверх, меняем настройку в обратную сторону, то есть уменьшаем на 30).
Уточненные настройки для третьего практического заезда:
Front wing: 580
Rear wing: 580
Engine: 740
Brakes: 690
Gear: 570
Suspension: 430
Делаем остальные шесть заездов, каждый раз корректируя настройки на величину, в 2 раза меньшую предыдущей коррекции, в направлении, выбранном согласно указанной выше тактики (только в последнем заезде ставим шины HARD, в остальных те же EXTRA SOFT). Таким образом, перед последним, восьмым, заездом нам надо будет изменить настройки всего на 1-2 пункта. После последнего практического заезда мы точно определили границу настроек, на которой пилот перестает ругаться, и знаем направление настроек, в котором пилот уже не ругается. Теперь изменяем настройки в нужную сторону на половину Дтерп пилота и получаем точные значения настроек машины на этом треке под текущие характеристики нашего пилота и машины. Если значение настройки выходит за границы диапазона 1-999, то оптимальной будет являться эта самая граница.
Например.
Мы определили, что пилот с ДД = 122,1 ругается при настройке 663 и не ругается при настройке 662. Вычитаем из 662 половину от 122,1 и получаем точное значение настройки для пилота 601.
С пятого практического заезда начинаем искать оптимальный разброс переднего и заднего крыльев относительно друг друга. Смотрим на форуме, какой разброс и в какую сторону был у других пилотов в квалификационных заездах на этом треке, и указываем такой же разброс в пятом заезде. В шестом и седьмом заездах увеличиваем и уменьшаем разброс на произвольную величину (в восьмом заезде оставляем разброс такой же, как и в седьмом заезде, чтобы определить разность во времени проезда круга на других шинах). Например, если в пятом заезде разброс крыльев был -100/+100, то в шестом заезде ставим -150/+150, а в седьмом -50/+50. Смотрим время кругов БЕЗ учета ошибок водителя, начиная с четвертого заезда, где разброс был нулевой, по седьмой заезд, и выбираем тот разброс крыльев, с которым пилот прошел круг за наименьшее время.
В седьмом и восьмом практических заездах определяем разность времени проезда кругов на этом треке на самых мягких и самых твердых шинах. Для этого в восьмом заезде ставим шины HARD и смотрим разность времени проезда круга без учета ошибок пилота относительно седьмого заезда на шинах EXTRA SOFT. Дело в том, что на разных треках эта разность будет сильно меняться (есть треки, где эта разность почти равна нулю), и от нее будет зависеть расчет выбора стратегии на гонку. Например, время проезда круга в седьмом заезде 1:26,527, а в восьмом заезде 1:27,558. Разность составляет 1,031. Делим эту величину на 3 и получаем, что разность во времени проезда круга на соседних типах шин составляет 0,344 сек. То есть, машина с шинами SOFT проедет один круг на этом треке быстрее на 0,344 сек, чем машина с шинами MEDIUM и т.д.
Новичкам надо знать, что оптимальные настройки в дождевую погоду сильно отличаются от оптимальных настроек в сухую погоду. Для начала нужно руководствоваться следующими данными. Для дождевой погоды настройки, полученные при сухой погоде, надо менять на величину:
для Wings +90
для Engine -80
для Brakes +40
для Gear -80
для Suspension -100
Если практика дождевая, а гонка сухая, то меняем настройки с дождевых на сухие в противоположную сторону. Например, для Wings это будет уже -90 и т.д. Эти отклонения в настройках очень приблизительные, и со временем, накапливая данные и опыт, сами найдете оптимальные для пилота дождевые настройки. Как разводить крылья, если значения дождевых настроек для них выходят за границы диапазона? Поясню на примере: предположим, что мы определили оптимум крыльев в сухой практике - 940. Для дождя, с учетом смещения +90, оптимум будет 940+90=1030. Если разброс крыльев (смотрим на форуме квалы других гонщиков на этой трассе) -/+60, то настройки крыльев на гонку примут вид: FW 1030-60=970, RW 1030+60=1090. Поскольку мы не можем ставить значение больше 999, то оптимальной настройкой для заднего крыла будет 999, а переднее крыло так и оставляем 970.
Во время практических и квалификационных заездов детали машины НЕ изнашиваются.
ВНИМАНИЕ! Не обновляйте страницу во время практических заездов, обновление зачтется как следующий заезд с теми же настройками (по крайней мере такое происходит в Опере).