Вихрь
«Помню фильм, герой которого, человек вполне благополучный, находит у себя в саду воздушный шар и с радостью улетает на нем ко всем чертям... Ему все осточертело. Иной раз я думаю: подвернись мне под руку такой шар, я бы тоже улетел», Джордж Бест.
9 марта, 1966-го, Лиссабон. Местная «Бенфика» не проигрывает на родном газоне уже который десяток лет. Сколько копий сломано о неприступность португальских стен. Сколько идей пущены в утиль футбольной истории. Тактика не работает. Мастерство не спасает. Счет на табло.
9 марта, 1966-го, «Бенфика» играет четвертьфинал Кубка Чемпионов против английского «Манчестер Юнайтед». Домашняя арена. Домашняя крепость. Мэтт Басби прекрасно осведомлен о беспроигрышных сериях и невезении гостевых команд на этом газоне, на этой траве. Пресса – своя ли, чужая ли – не даст этого забыть. Пикантность статистики. Высокомерие цифр – в конце оно будет равнодушно смотреть на тебя, какие бы доводы ты не приводил, какие бы козыри не искал в рукавах затасканного тренерского сюртука.
«Кажется, я нашел для вас гения», Боб Бишоп в телеграмме Мэту Басби.
Белфаст, Северная Ирландия. Суровая родина крепких выпивох, завсегдатаев пабов и пивных погребов, где свет от лампы того же цвета, что и портер в кружке бородатого работяги из соседнего дока, а горькая пилюля независимого саморазрушения подается перед сном каждому малышу и разносится по узким улочкам пронизывающим британским ветром.
Такой ветер и подгонял в спину Дики Беста 22 мая, 1946 года. На белфастской верфи дела были улажены, а дел было немало – токарь на верфи без работы не останется уж точно - но, сегодня всё остаётся на заднем плане. Даже этот бестовской нордический вихрь. Сегодня жена Дики, работница табачной фабрики, Энн Уизерс подарила ему первенца. Сына.
«Джордж никогда не расставался с мячом. Он целыми днями играл на заднем дворе, используя отцовский гараж в качестве ворот. Он и спать иногда ложился в обнимку с мячом», Энн Уизерс.
В 11 лет Джордж Бест, тощий как шомпол юнец, получает свой первый подарок от его Величества игры. Сын токаря и рабочей с табачной фабрики (защищавшей, кстати, цвета сборной своей страны по травяному хоккею) выигрывает грант на обучение в Гросвенорской средней школе. Ожидания оказываются тщетными – в Гросвеноре играют только в регби. Игра мужланов, в которую играют джентльмены, Джорджу совсем не по духу. Спортивное единение, коллективизм – максимы достаточно сложные и, что самое главное, непонятные 11-летнему белфастскому парню, помешанному на футболе - игре джентльменов, в которую играют мужланы. Джордж быстро охладевает к обучению и днями пропадает на живописных лужайках за стенами Гросвенора, часами гоняя футбольный мяч. Родители помогают переориентации и переводят сына в другое заведение, с уклоном на правильный вид спорта.
Новая школа идет Джорджу на пользу. Он концентрируется на игре и спустя несколько лет попадает в сферу интересов скаутов одного из клубов Восточного Белфаста («Гленторан»). Недальновидным скаутам на бешеный талант подростка закрывает глаза его худоба и габариты – Бест всё еще тощий и уж точно не подходит для британского футбольного костоломства. С этим скауты из канувшего в забвение «Гленторана» канувшего в величие Джорджа и оставили. Вслед за ними пребывает крупная рыба – тот самый Боб Бишоп одна из ищеек «Манчестер Юнайтед», областью интересов которого был Белфаст.
«Первое время в Манчестер Бест числился клерком местной судоходной компании. «Юнайтед» не мог подписать его из-за юного возраста», из биографии Джорджа Беста.
Бишоп заключает с Бестом предварительный контракт (устная договоренность) и отводит парню испытательный срок. Спустя два года (Джорджу 17-ть) проконсультировавшись с главным скаутом команды (Джо Армстронгом) между североирландским мальчишкой и легендарным «Манчестер Юнайтед» заключен профессиональный договор.
Свой бойкий нрав (непрофессиональный или ирландский – нужное подчеркнуть) Джордж показывает сразу. Товар лицом. Прибыв на «Олд Траффорд», Бест, спустя сутки, так затосковал по дому, что в компании друга футболиста (североирландца, само собой) Эрика Макморди отчаливает в родные, столь теплые сердцу, пенаты.
Две недели отлучки. Спустя это время в доме Дики Беста раздается телефонный звонок. Дики снимает трубку. Это Мэтт Басби. Джордж едет обратно.
«Постой, сынок, дай-ка посмотреть тебе в лицо - весь чертов матч, я видел лишь твою спину», Грэм Уильямс, защитник «Вест Бромвича», Джорджу Бесту, 14 сентября 1963-го.
Красную футболку «Юнайтед» Бест примерил 14 сентября 1963-го. В «театр мечты» приехал «Вест Бром». В защите у «Альбиона» играл аксакал британского футбола валлиец Грэм Уильямс. По позиции ему противостоял как раз 17-летний Бест. И затерзал он его так, как британо-германские племена не терзали Римскую империю. Раз за разом Уильямс встречал оппонента. Раз за разом тот удивлял его неожиданными действиями. Реакцией. Передвижениями. Работе с мячом. «Он прорвется по флангу и навесит. Он прорвется по флангу и навесит…» - в пылу игры думал Уильямс. Но этого не происходило. Бест свободно шел в обводку, применял дриблинг, смещался в центр, пытаясь накрутить как можно больше соперников. Брал игру на себя. И так снова, и снова, раз за разом…Индивидуальные действия. Движение – и Уильямс видит убегающего от него юнца. Рывок, обводка – и Уильямс из-под массивных бровей, как загнанный тореадором бык, устало смотрит на удаляющуюся от себя красную футболку. Пас, смещение – и всё повторяется, как в плохо режиссированном для Грэма фильме. Весь чертов матч он продолжает видеть лишь его спину.
Сезон 1963\1964 годов «Манчестер Юнайтед» закончил на втором месте, Джордж забил шесть мячей в 26-ти играх. Уже в следующем году молодой полузащитник, закрепляется в основе и становится частью магического треугольника – Чарльтон-Лоу-Бест - забивает 10 мячей, и выигрывает с «дьяволами» своё первое чемпионство (первое из четырех).
«O Quinto Beatle», португальская пресса о Бесте, после матча лиссабонской «Бенфики» с «Манчестер Юнайтед».
Еврокубковый взлет Джорджа был намечен на сезон 1965/66 годов. 19-летний полузащитник «дьяволов» уже тогда создавал свой овеянный мифами образ – узкие плечи выпускника строгого интерната, доверчивые голубые глаза ирландского пилигрима, черты лица голливудской кинозвезды 30-ых и прическа, определяющая не только человека, но и все поколение, весь дух времени – биттловские волосы, дополняемые выразительными баками - O Quinto Diablo, не иначе.
В октябре Джордж делает дубль в матче с «Хельсинки», «Юнайтед» доходит до четвертьфинала Кубка Чемпионов, где громит лиссабонскую «Бенфику» на ее поле – 1:5 (дубль Джорджа). Останавливает победную поступь британцев в полуфинале белградский «Партизан». Именно после матча с «Бенфикой» 66-го года Джорджа впервые называют «Пятым Биттлом».
Бест выходит на пик популярности – тысячи писем в неделю от фанатов («Джордж, помогите! Я болен, лишь одно ваше прикосновение, я уверен, излечит меня»…), щедрые рекламные контракты, интервью и обложки модных журналов. Игра в футбол перестает быть основным средством заработка. Круговерть, что вихрем закружилась вокруг, приносит Джорджу больше денег, чем зарплата игрока. Джордж – герой прессы, герой футбола, герой страны. Его образу жизни завидуют взрослые, ему хотят подражать молодые.
«Он стал в одном лице и артистом, и участником шоу и футболистом, и секс-символом. Его воображали таким: забивает голы и при этом обнимает одной рукой кинозвезду, а другой размахивает рекламными брошюрами о прелестях курортной жизни на Мальорке», из биографии Джорджа Беста.
Сезон 67/68-го годов стал для Беста поистине триумфальным. Вдобавок к очередному титулу чемпионов Англии, Джордж помог клубу выиграть первый Кубок Европейских Чемпионов. 24 апреля 68-го Бест поразил ворота мадридского «Реала» в полуфинальной битве на «Олд Траффорд». Мяч стал единственным и, по сути, вывел «дьяволов» в финал (на «Сантьяго Бернабеу» боевая ничья 3:3). В легендарном финале на Уэмбли «Юнайтед» вновь встретился с «Бенфикой». 29 мая, 1968-го счет на лондонском табло по окончании основного времени застыл на цифрах 1:1 (гол Чарльтона, ответ Жайме Граса). В течение первых десяти минут овертайма «Ман Юнайтед» удаётся сломить сопротивление противника и добиться победы. При непосредственном участии Беста – на 93-й он забивает гол в ворота португальцев, посылая их в безапелляционный нокдаун - разгром 4:1 (дубль Чарльтона, гол Брайана Кидда).
Кубок Чемпионов в руках у «Юнайтед». Бест получает «Золотой мяч», звание лучшего игрока по версии английских журналистов и устанавливает рекорд результативности в сезоне для полузащитников – 32 мяча.
И, если все предыдущие годы были подготовкой к восхождению, то это и был Олимп. Выше него были только звезды, а над ним был только небо.
«Почти все свои деньги я потратил на выпивку, женщин и машины, остаток я просто промотал», Джордж Бест.
Бест становится первым игроком поп-звездой. Первым из многих. Джордж вырывается за простые рамки футбольного поля. За белые линии аутов и угловых. За 11-метровые отметки и линии офсайда. Его духу тесно в красной материи. Его мятежному сердцу мало даже дьявола на гербе команды. Он обретает крылья и возносится на высоты недоступные даже легендарным башням «Уэмбли». Теперь вирус по имени «Джордж Бест», манчестерской семерки может позволить себе парить над любым стадионом не только Британии, но и мира.
В конце 60-ых Джордж со своим приятелем Майком Саммерби открывает два ночных клуба в Манчестере и вкладывает деньги в несколько бутиков. В это время имя Беста уже неразрывно связано с азартными играми, похмельем на тренировках, нарушением режима, моделями, и алкоголем, алкоголем, алкоголем…
…январь 70-го – Бест во время матча вырывает мяч из рук судьи – дисквалификация на месяц.
…апрель 70-го - во время матча за сборную Северной Ирландии Джордж, швыряет в арбитра грязью – красная карточка.
…начало 71-го - трехчасовое опоздание на заседание дисциплинарного комитета – полугодичная дисквалификация.
…72-ой – пропуск тренировки, ссылка в дубль и сокращение зарплаты вдвое.
…74-ый – Бест перестает проходить в основной состав «Юнайтед». Ирландец мириться с этим не собирается и со скандалом покидает «Олд Траффорд», проведя в майке «дьяволов» 466 матчей и забив 178 мячей.
Мэта Басби в команде уже нет. Новое руководство – новые правила, в которые Бест в очередной раз не вписался, да и не хотел этого делать.
«Футбол мне до лампочки. Я завязываю, ребята…», Джордж Бест, 20 мая 1972-ой год.
После «МЮ» были «Стокпорт» (3 игры, 2 гола), шотландский «Корк» (3 игры), «Л.А. Ацтекс», возвращение в Англию - «Фулхэм» (якобы лучшие дни в карьере), вновь Шотландия – «Хиберниан», загадочный «Эрскейс», в 1983-ем «Борнмут» (5 игр) и «Брисбен» (4 игры»).
Джордж скитался. Как герои Диккенса - в поисках чего-то утраченного. Как персонажи Дефо – пропадая и прячась в зарослях неведомых стран. Как городские сумасшедшие Дилана Томаса – ища ответы в простых и нелогичных вещах.
Свои футбольные мытарства Бест само собой сопровождал уже никогда не покидающим его эпатажем, декадансом гламура и алкогольными срывами. В 84-ом - 3 месяца заключения с вождение в нетрезвом виде и удар полицейского. В 90-ые Джордж вступил в невменяемом состоянии, находясь на записи одного из ток-шоу в студии BBC.
Кочевая футбольная жизнь закончилась для «малыша Басби» в 1983-ем, в возрасте 37 лет Джордж в последний раз вышел на поле в футболке «Борнмута», а в 1988 был сыгран его прощальный матч на «Уиндзор Парк» в Белфасте. В ложе были и Мэт Басби, и Боб Бишоп, который здесь же в Белфасте нашел Джорджа тощим пареньком, гоняющим в футбол за одну из городских школ. Теперь глаза Бишопа тощего паренька не видели. Бест выходил на свой последний матч в совершенно другом образе, но все еще в амплуа футболиста, в котором ему оказалось ух как тесно.
Новый век Джордж встретил операцией на печени (2002). Эти годы уже знаменовали собой рождение новых «бестов», совершенно эволюционной индустрии игроков-звезд. Индустрии красавиц жен, гламура, журнальных обложек, скандалов, алкоголя и наркотиков – и все это замешано на игре. И было замешано на Бесте, давшему всему этому старт. Начальную отметку. Джордж видел как Эрик выносит болельщика во время матча («…я бы отдал все шампанское, которое я выпил за всю жизнь, что выйти с ним за команду на «Олд Траффорд» в матче на еврокубок»), ухмылялся во время бесчинств Газзы («…однажды я сказал, что его IQ меньше номера на его футболке, а он спросил меня, что такое IQ?») и недоумевал, когда Бекса удаляли со «Стад де Франс» в 98-ом («…левой ногой он бить не умеет, головой он играть не умеет, бороться за мяч он не умеет, много голов он не забивает, в остальном он молодец»). Всё это были его обличия. Его маски, лишь в другом воплощении. Бест, оказавшись в предсмертном состоянии и на последнем издыхании, лежа на больничной койке, мог смотреть в зеркало современной игры и увидеть во многих того бесноватого ирландского мальчишку, подгоняемого лишь белфастскими порывами ветра.
Но, Джордж уже был вне игры. Вне действия и спектакля.
«Для меня быть на поле, как быть на сцене. Мне столь же интересно, хотя и по-разному интересно, смотреть, как играет хороший футболист и как играет хороший актер. Приглядитесь, у многих игроков свое амплуа. Один идет с открытым забралом, он верит, что победит. Другой таинствен, хитер, остроумен, третий — злодей, ломатель ног... Кто-то солист, маэстро, кто-то на вторых ролях. Схватка характеров…темпераментов », Джордж Бест.
25 ноября, 2005 года Бест умер в частном госпитале Кромвеля. Его последними словами были : «Не умирайте, как я».
3 декабря, Бест в последний раз покинул свой дом в Восточном Белфасте. В последний путь его провожало более ста тысяч человек. Похоронен на кладбище «Розовая лужайка». Рядом со своей матерью Энн.
P.S.
…9 марта, 1966-го, Лиссабон, «Бенфика» против «Манчестер Юнайтед», 13-ая минута, счет 0:1. После забитого мяча, Басби понимает – нужно играть от обороны. Дает своей команде задачу играть от своих ворот. Глухая защита. Уповаем на контратаки, парни. Не высовываться. Не высовываться. В центре поля мяч подхватывает 7-ой номер «Юнайтед» и, вместо того, чтобы вернуть его защите разворачивается в сторону ворот противника. Что он делает?! Тощий, как спичка, игрок начинает набирать скорость и нанизывать на свой убийственный дриблинг соперника за соперником. Кто это, Гарринча?! …забрало открыто. Волосы треплет вихрь. Мимо пролетают защитники. Пройдена линия штрафной. Обводка. Уже виден страх в глазах вратаря. Ещё – и удар. Голубые глаза смотрят на мяч. В них и белфастские луга, и родители-работяги, и футбольные трофеи, и хмель алкогольных паров и будущее величие и будущая страшная смерть.